Федеральная резервная система США инициировала обсуждение смягчения одного из важнейших посткризисных регуляторных механизмов — так называемого усовершенствованного коэффициента левериджа (eSLR), определяющего минимальный объём капитала, который крупнейшие банки обязаны держать на балансе. Новое предложение ФРС предполагает пересмотр этого ключевого показателя в сторону снижения, что вызвало острые дебаты как внутри самого регулятора, так и в финансовом сообществе.
Речь идёт о норме, возникшей после финансового кризиса 2008 года, когда мировая банковская система столкнулась с масштабной ликвидностной угрозой из-за нехватки капитала. Коэффициент левериджа был призван служить универсальной защитой: вне зависимости от рисков конкретных активов, банки обязаны были иметь определённый объём капитала в абсолютном выражении, а не в расчёте на риск. Однако за прошедшие годы структура активов на балансах банков существенно изменилась. Существенную долю теперь составляют низкорисковые инструменты — в первую очередь казначейские облигации США и резервы, размещённые в Федеральной резервной системе. Это и стало поводом для инициативы.
Как заявил председатель ФРС Джером Пауэлл, текущая ситуация требует гибкости и адаптации регуляторной базы. Он отметил, что значительное увеличение доли безопасных активов сделало коэффициент левериджа из страхового механизма — фактически обязательным ограничителем, что, по мнению регулятора, не способствует эффективной работе банков в условиях современных рыночных реалий.
Согласно проекту, новые нормы предполагают снижение минимальных требований по капиталу для банковских холдингов до уровня 3,5–4,5% (против текущих 5%), а для их дочерних структур — до 3,5–4,5% с прежнего уровня в 6%. В абсолютных цифрах речь идёт о потенциальном высвобождении около 13 млрд долларов капитала для материнских компаний и более 200 млрд долларов — на уровне дочерних структур.
Чиновники, поддерживающие предложение, включая заместителя председателя по надзору Мишель Боуман и члена Совета Кристофера Уоллера, утверждают, что шаг в сторону смягчения требований позволит рынку казначейских облигаций функционировать более стабильно и устойчиво. Они считают, что новые нормы соответствуют глобальным Базельским стандартам и дадут банкам больше гибкости в работе с ликвидными и безопасными активами.
Однако не все члены Совета согласны с таким подходом. Губернатор Майкл Барр и Адриана Куглер высказались против изменений, заявив, что ослабление контроля над капиталом может привести к обратному эффекту: вместо поддержки ликвидных рынков банки могут направить освобождённый капитал на выплату дивидендов или участие в рискованных операциях. Барр прямо указал, что в условиях стрессовых рыночных сценариев это предложение не обеспечит нужного уровня устойчивости — напротив, оно может ослабить защиту финансовой системы.
Финансовые аналитики разделились в оценке инициативы. С одной стороны, регуляторы стремятся адаптировать нормы к текущей структуре банковских балансов, не ограничивая излишне участие банков в казначейском рынке, который сам по себе служит фундаментом для мировой финансовой системы. С другой — возникает риск ослабления буферов финансовой устойчивости, особенно в условиях высокой волатильности и потенциальных кризисов.
В ближайшие 60 дней пройдёт общественное обсуждение предложенных изменений. Вероятно, итоговый документ может претерпеть корректировки, однако уже сейчас ясно, что дискуссия вокруг eSLR поднимает ключевой вопрос баланса между рыночной гибкостью и системной стабильностью. От того, как будет решён этот вопрос, зависит не только политика банковского регулирования в США, но и устойчивость всей глобальной финансовой архитектуры.