Благодаря более чем десятилетию строгого регулирования, включая правила Додда-Франка и Базеля III, банковская система США на сегодняшний день находится в сильной позиции. Унаследовав эту стабильную основу, новая администрация в лице Дональда Трампа столкнется с необходимостью сохранения достигнутых результатов и предотвращения рисков, связанных с возможным дерегулированием.
Американские банки сейчас хорошо капитализированы, имеют высокое качество активов и демонстрируют стабильные финансовые результаты. По данным Федеральной корпорации по страхованию депозитов (FDIC), капитализация банков выросла на 3,5% в третьем квартале 2024 года, а 99% банков США признаны хорошо капитализированными. Эти показатели являются результатом долгосрочных усилий регуляторов, направленных на укрепление финансовой системы после кризиса 2007–2009 годов.
Качество активов также остается на высоком уровне. Уровень просроченных и неначисляемых кредитов (PDNA) составляет около 1,5%, что ниже среднего уровня до пандемии. Банки также сохранили достаточные резервы на возможные потери по кредитам. Тем не менее, определенные категории, такие как автокредиты, кредиты на многоквартирные дома и кредитные карты, демонстрируют рост дефолтов, что вызывает тревогу.
С точки зрения доходности, банки продолжают демонстрировать рекордные результаты. За последний отчетный период прибыль сектора составила 65,4 млрд долларов, несмотря на более высокие затраты на соблюдение нормативных требований. Это указывает на способность банков эффективно адаптироваться к изменениям в регулировании и сохранять устойчивость.
Однако ликвидность и чувствительность к рыночным рискам остаются ключевыми аспектами, требующими пристального внимания. В 2024 году банки увеличили процент ликвидных активов, что позволяет им лучше справляться с неожиданными потрясениями на рынках. Тем не менее, в третьем квартале наблюдалось снижение доли ликвидных активов в общем портфеле, что может стать риском в условиях инфляционного давления или рыночной волатильности.
Одной из главных угроз для банковской системы является потенциальное дерегулирование. Администрация Трампа уже продемонстрировала склонность к смягчению банковского надзора, включая ослабление требований к стресс-тестированию капитала и ликвидности. Это может привести к усилению рисков на финансовых рынках и росту вероятности банковских кризисов.
Банковские лоббисты уже добились отсрочки внедрения новых правил Базеля III, известных как End Game, которые направлены на укрепление капитала и ликвидности. Без этих правил банки могут столкнуться с трудностями в управлении рыночными рисками, особенно в условиях высокой инфляции и геополитической нестабильности.
Инфляция остается серьезной проблемой для американской экономики и банковской системы. Прогнозы указывают, что в случае реализации экономических планов Трампа, включая тарифы и депортации, инфляция может вырасти более чем на 4 процентных пункта к 2026 году. Это увеличит нагрузку на домохозяйства, вызовет рост дефолтов по ипотечным и потребительским кредитам, а также создаст давление на банковский сектор.
Более того, снижение резервов на убытки по кредитам в последнем квартале 2024 года указывает на уязвимость банков к неожиданным экономическим потрясениям. Банкам необходимо усилить подготовку к возможным рискам, включая рост дефолтов по автокредитам, коммерческой недвижимости и кредитным картам, показатели которых уже превышают докризисные уровни.
В условиях текущих вызовов важно сохранить жесткость банковского регулирования и обеспечить стабильность надзорных механизмов. Ослабление правил и сокращение проверок могут привести к повторению ошибок прошлого, когда прибыль ставилась выше безопасности и устойчивости системы.
Политикам и регуляторам следует обратить внимание на сохранение стресс-тестирования и ужесточение надзора за ликвидностью. Повышение стандартов управления рисками, особенно в условиях инфляционного давления, должно стать приоритетом для банковской системы.
Сильная банковская система является основой экономической стабильности США. Однако для сохранения этой устойчивости требуется разумная политика, направленная на минимизацию рисков и предотвращение последствий возможного дерегулирования. Банки должны быть готовы к новым вызовам, включая инфляцию, рост дефолтов и рыночную нестабильность. Только сбалансированный подход к регулированию и надзору позволит сохранить доверие к банковской системе и защитить американскую экономику от возможных кризисов.