Швеция не воспринимает Россию как возможность для «нефтегазовых» вложений

Швеция не воспринимает Россию как возможность для «нефтегазовых» вложений

Инвесторы из Швеции перестают воспринимать Россию лишь как возможность для «нефтегазовых» вложений. Их примеру могут последовать бизнесмены из других стран. На днях в рамках проекта «Sweden: Upgrade» начались Дни Швеции в России. Первой точкой акции стал Санкт-Петербург, а к лету, пройдя еще в семи российских городах, она завершится в Москве. По словам шведских бизнесменов, их интерес к России растет: по неофициальным данным, общий объем инвестиций из этой страны в Россию перевалил за 7-8 млрд долл. Любопытно, что шведы одними из первых перестают воспринимать инвестиции в Россию исключительно как возможность войти в нефтегазовый сектор и все больше интересуются нашей страной как рынком сбыта – к тому же очень выгодно расположенным с географической точки зрения.

А некоторые компании уже начинают использовать возможности России как производственной площадки, чтобы затем экспортировать продукцию на другие рынки. Вероятно, такому примеру «диверсифицированного» подхода к России в будущем последуют многие другие компании – причем не только шведские. По данным Национального банка Швеции, прямые инвестиции из этой страны в Россию в 1991-2005 гг. составили около 740 млн долл. Что же касается портфельных инвестиций, то, по информации Росстата, Швеция занимает десятое место среди крупнейших источников вложений в Россию. Общий же объем шведских инвестиций в российскую экономику Минэкономразвития оценивает в сумму не менее 3 млрд долл. На первый взгляд это не так уж много. «В сравнении с деятельностью шведских компаний в других частях мира, инвестиции в Россию не выглядят такими уж большими. Их могло бы быть больше», – сказал RBC daily Йорген Лунг с кафедры менеджмента и экономики Линкопингского университета (Швеция).

Однако он полагает, что официальная статистика недооценивает реальные объемы шведских инвестиций в России. С этим мнением целиком согласен и глава отдела экономики и торговли посольства Швеции в России Стефан Гуллгрен. «Сказать, насколько велики шведские инвестиции в России, довольно сложно: ведь многие компании вкладывают деньги не напрямую, а через свои дочерние предприятия в других странах, – отметил г-н Гуллгрен в беседе с RBC daily. – Например, та же IKEA работает в России через свою «дочку» в Германии. Поэтому формально ее инвестиции – не шведские, а немецкие». По его словам, среди членов инвестиционного сообщества популярна другая оценка: с учетом вложений через третьи страны сумма шведских инвестиций в России составляет порядка 7-8 млрд долл. Не претендуя на абсолютную точность, эта цифра все же более правдиво отражает положение дел. «Эта оценка довольно хорошо обоснована», – заверил г-н Гуллгрен. Собеседники RBC daily полагают, что в будущем шведские инвестиции в России будут лишь расти.

«У наших стран сложились добрые традиции совместного ведения бизнеса, – констатирует Йорген Лунг. – И можно ожидать, что в будущем инвестиций станет гораздо больше». Российские власти неоднократно высказывали опасение в связи с ростом краткосрочных инвестиций. Тревога правительства понятна: «короткие» инвестиции, особенно портфельные, легко приходят, но легко и уходят – что может дестабилизировать экономику. Впрочем, в последнее время среди иностранных инвесторов в России наметилось иное «модное течение» – которое возглавляют все те же шведы. «Шведские инвестиции здесь надолго. Некоторые шведские компании инвестируют в энергетический сектор, по большей части это портфельные инвестиции, – отмечает Стефан Гуллгрен. – Но большинство компаний вкладывают деньги в производство и продажи». В этом и заключается смена тенденции в отношении иностранцев к России: страна более не воспринимается ими исключительно как «нефтегазовая провинция» и спекулятивный рынок.

В последнее время шведские бизнесмены все чаще смотрят на Россию с принципиально новых точек зрения: во-первых, как на крупный потребительский рынок, а во-вторых, как на потенциальную производственную площадку. «Россия – это очень интересный рынок, главным образом с точки зрения внутреннего спроса. Поэтому сейчас Россия – это то место, где просто необходимо быть, – выражает общее мнение г-н Гуллгрен. – Однако некоторые компании имеют на территории России собственное производство и закупают продукцию у российских поставщиков, с тем чтобы затем продавать ее на других рынках. Для многих это часть стратегии». Примером такой «двойной стратегии» служит шведская IKEA. В московском офисе компании RBC daily подтвердили, что в этом году IKEA планирует не только запустить собственное производство в Московской области и Карелии, но и открыть ряд магазинов в Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Саратове, Самаре, Омске и других городах. Для реализации такого подхода шведским компаниям необходимо привозить в Россию не только деньги, но и новые технологии. «В России есть давние производственные традиции.

Но очевидно, что сейчас необходимы инвестиции, для чтобы обновить производство и повысить производительность труда», – отмечает Йорген Лунг. Интересно, что тенденция к диверсификации вложений в России и по отраслям, и по способам инвестирования характерна даже для компаний, традиционно отдававших предпочтение российскому энергетическому сектору. Примером может служить шведский фонд Vostok Nafta Investment. Львиная доля портфельных инвестиций фонда до сих пор приходится на акции «Газпрома». Во многом такой профиль фонда объясняется его историей. «Наш основатель провел 40 лет в добывающей и энергетической отраслях», – сказал RBC daily управляющий директор Vostok Nafta Пер Брилиот. Тем не менее даже столь прочные «сырьевые корни» не помешали Vostok Nafta осенью прошлого года приобрести (к слову, у шведской же компании ENIRO) компанию «Желтые страницы», издававшую телефонные справочники Москвы и Петербурга и поддерживавшую сайт yellowpages.ru.

По словам г-на Брилиота, сделка была окончательно завершена в январе этого года. Впрочем, судя по всему, для Vostok Nafta это лишь первый шаг на российском медиарынке. «На базе «Желтых страниц» создана самостоятельная компания, которая будет развивать бизнес в сегменте справочных СМИ», – говорит Пер Брилиот. Он отметил, что бизнес может расширяться за счет как инвестиций в новые проекты, так и покупки уже имеющихся на рынке. Впрочем, подчеркнул г-н Брилиот, инициатива будет исходить от российской части менеджмента, и говорить о конкретных целях поглощений на рынке СМИ со стороны Vostok Nafta пока рано. Собеседники RBC daily полагают, что примеру IKEA и Vostok Nafta могут последовать многие шведские компании. «Мы ожидаем, что в Россию будет приходить все больше шведских компаний – как через инвестиции, так и через покупку готового бизнеса», – говорит Стефан Гуллгрен.

«Та же IKEA, которая одновременно и организует собственные производства, и развивает рынок сбыта внутри России, будет играть роль «ледокола» для других компаний, – полагает Йорген Лунг. – При таких удачных примерах им будет проще работать на российском рынке». По его мнению, в ближайшее время основными отраслями, которые представляют взаимный интерес для российских и шведских инвесторов, должны в первую очередь стать строительство и сектор информационных технологий. Причем, по мнению г-на Лунга, в этих отраслях возможен не просто односторонний поток капитала из Швеции в Россию, но и своего рода «обмен» инвестициями между двумя странами.

«Пока инвестиции между Швецией и Россией не сбалансированы: мы видим не так много российских инвестиций в Швеции, – отмечает он. – Впрочем, если в ближайшие годы поток инвестиций из России в Швецию не вырастет, я буду удивлен». Антон Попов


Please publish modules in offcanvas position.

× Progressive Web App

Чтобы установить это веб-приложение на свой iPhone/iPad, нажмите значок. Progressive Web App А затем «Добавить на главный экран».

× Установить веб-приложение
Mobile Phone
Офлайн – нет подключения к Интернету
Офлайн – нет подключения к Интернету