Что мешает притоку шведских инвестиций в Россию – Александр Кадакин

Что мешает притоку шведских инвестиций в Россию – Александр Кадакин

Интервью с чрезвычайным и полномочным послом Российской Федерации в Королевстве Швеция. Текущий год объявлен в России годом Швеции, а в Швеции, в свою очередь, – годом России. Кроме того, в июле 2006 г. в Санкт-Петербурге под председательством России пройдет саммит стран «Большой восьмерки». В преддверии этого события в Стокгольме с 7 по 11 июня пройдет бизнес-конференция РБК. Планируется, что это мероприятие будет способствовать развитию деловых связей России, содействовать взаимовыгодному сотрудничеству российских компаний с зарубежными странами и их выходу на международные рынки.

Планируется обсудить актуальные вопросы в области энергетики и образования, включенные в повестку предстоящего саммита. О некоторых важных вопросах, которые будут обсуждаться на конференции и саммите, в интервью RBC daily рассказал чрезвычайный и полномочный посол РФ в Швеции Александр Кадакин. – Нынешний год объявлен в Швеции годом России. Как это может повлиять на двусторонние российско-шведские отношения? – У нас нет сомнений, что мероприятия «Года России» в Швеции, также носящие название «Sweden: Upgrade» (масштабный проект по презентации современной Швеции в России в первой половине этого года), позволят населению наших стран еще лучше узнать друг друга, наладить новые деловые и культурные связи. Соседи – а мы близкие соседи – должны чаще встречаться друг с другом, и тогда исчезнут все недомолвки и предубеждения, какие бы глубокие и прочные корни у них ни были. – РБК готовит конференцию, приуроченную к «Году России».

Что дадут российскому бизнесу эти мероприятия, какие перспективы откроются для предпринимателей, не является ли объявление «года» той или иной страны чистой формальностью? – Основное, чего мы ожидаем от конференции РБК в Стокгольме, – это возможность делового и заинтересованного общения его участников, в том числе представителей российского и шведского бизнеса. Надеемся, что это мероприятие по своему масштабу и составу участников сумеет стать центральным событием российской части «Sweden: Upgrade» в Швеции и окажет позитивное влияние на дальнейшее развитие наших отношений в торгово-экономической области. – На предстоящем саммите «Большой восьмерки» будет обсуждаться проблема энергетической безопасности. Каковы перспективы развития российско-шведских отношений в энергетической сфере, и что думают в Швеции по поводу строительства Северо-Европейского газопровода? – В настоящее время у России и Швеции существуют хорошие перспективы для взаимодействия в сфере энергетики.

Треть поставляемой в Швецию нефти – российского происхождения. Шведские промышленные круги проявляют большой интерес к закупкам российского электричества и недавно подписали 15-летний контракт со своими финскими партнерами о поставках с 2009 года крупных объемов электроэнергии из нашей страны. Что касается российского природного газа, то я думаю, что по мере строительства Северо-Европейского газопровода в Швеции будет возрастать осознание очевидной выгоды от закупок этого вида топлива и использования его как в промышленности, так и для коммунально-бытовых нужд. Во всяком случае, вариант ответвления от основной линии газопровода в сторону шведского побережья вполне возможен, и об этом хорошо знают в Стокгольме. Надеемся также, что Россия останется для Швеции и одним из ее основных поставщиков обогащенного урана, сохранит свою долю в поставках угля и кокса, обеспечивая почти треть потребностей Швеции в этих видах топливного сырья. – Что мешает шведским бизнесменам больше инвестировать в Россию? – В целом мы позитивно оцениваем динамику роста шведских инвестиций в экономику Российской Федерации, совокупный объем которых с 1991 года по сегодняшний день составил порядка 6,8 млрд долл., из них свыше 1 млрд долл. – это прямые капиталовложения.

Как здесь считают, масштабному притоку иностранных, в том числе и шведских инвестиций в Россию по-прежнему мешают, в частности, незавершенность нашей административной реформы, сохраняющиеся коррупционные проявления и т. д. Есть у шведов претензии и к сложившемуся характеру отношений между бизнесом и государством, российским таможенным процедурам. Мы уверены, однако, что государство совместно с российским предпринимательским сообществом найдет пути дальнейшего улучшения делового климата России и сделает бизнес в нашей стране еще более привлекательным и надежным для иностранных инвесторов. Еще мешает, по-моему, недостаточная осведомленность о положении дел в современной России, о ее экономическом развитии. Есть, безусловно, упущения и с нашей стороны в плане работы с потенциальными шведскими партнерами. Вместе с тем существуют положительные сдвиги. Мы с удовлетворением отмечаем рекордное число проведенных в Швеции конференций и семинаров о развитии бизнеса в России.

Сотни тысяч шведов уже вложили свои сбережения через шведские фонды в российские ценные бумаги. Что касается крупных инвестиций, то я могу привести ставший уже классическим пример компании IKEA, вложившей в нашу страну 1 млрд долл. и собирающуюся инвестировать еще 2 млрд долл. – Какие отрасли российской экономики кажутся шведам наиболее привлекательными? – Для портфельных инвестиций – несомненно, энергетический сектор. Наибольший интерес вызывают ценные бумаги ведущих компаний энергетического («Газпром», РАО «ЕЭС», «Сургутнефтегаз», «ЛУКОЙЛ», «Роснефть»), финансового (Сбербанк), металлургического и телекоммуникационного секторов (АФК «Система»). Напрямую же шведский инвестор охотнее всего вкладывает свои средства в сферу услуг (40,7%), торговлю (33,3%) и производство (25,9%). – В каком направлении еще возможно сотрудничество в Северном регионе? – Возможно развитие энергетической и транспортной инфраструктуры, улучшение условий для экономической деятельности, укрепление взаимодействия в решении общих задач в области экологии, борьбы с организованной преступностью, здравоохранения, социальных дел. Для этого есть и политическая воля России и других государств региона, и соответствующие структуры сотрудничества – Совет государств Балтийского моря (СГБМ), Совет Баренцева/Евро-Арктического региона (СБЕР), а также планы деятельности в рамках «Северного измерения» Евросоюза, которое трансформируется в политику равноправного партнерства ЕС и России на европейском Севере.

Яркий пример успешного международного сотрудничества в интересах всего региона – ввод в строй осенью 2005 г. Юго-Западных очистных сооружений в Санкт-Петербурге. Значительный финансовый и технический вклад в реализацию данного проекта внесла Швеция. Мероприятия, посвященные открытию этого комплекса, прошли с участием президента России Владимира Путина и премьер-министра Швеции Йорана Перссона, а также президента Финляндии Тарьи Халонен. – Каковы перспективы российско-шведских торгово-экономических отношений? – Мы с удовлетворением отмечаем поступательный характер развития российско-шведских торгово-экономических связей. Об этом говорят статистические данные, свидетельствующие о значительном расширении взаимной торговли за последние годы. Сегодня объем товарооборота между Россией и Швецией составляет 5,4 млрд долл., что означает его рост по сравнению, например, с 2004 годом на 36,4%.

В рамках Российско-Шведского наблюдательного комитета по торговле и экономическому сотрудничеству сформированы и действуют рабочие группы по ряду перспективных направлений нашего взаимодействия (космос, ИТ, банковско-финансовое и инвестиционное сотрудничество, туризм), а в начале марта сего года в ходе визита министра экономического развития и торговли России Германа Грефа в Стокгольм был подписан план действий по развитию российско-шведских торгово-экономических отношений на 2006-2007 гг. Вместе с тем нас по-прежнему не устраивает структура товарооборота, в которой со стороны России продолжают преобладать товары сырьевой номенклатуры. Не можем мы согласиться и с нынешним его объемом – внушительным и динамично прирастающим, но все еще не отвечающим экономическим, финансовым и промышленным возможностям наших стран. Мы уверены, что потенциал для увеличения взаимного товарооборота хотя бы до 10 млрд долл. в год есть у обеих стран. И его следует использовать. – В двусторонних отношениях есть и неэкономические проблемы: шведские власти задержали и обвинили в шпионаже российского ученого, что с негодованием было воспринято российской общественностью.

Что делает МИД РФ и посольство России в Швеции для вызволения соотечественника? – Исходя из того, что продолжающееся безосновательное удержание судебными властями Швеции российского ученого Андрея Замятнина в предварительном заключении лишь усугубляет урон, наносимый российско-шведским отношениям и состоянию самого ни в чем не повинного россиянина, находящегося в неволе, а также его родных и близких, мы настаиваем на незамедлительном освобождении Андрея Замятнина. Представители посольства России в Стокгольме два раза в неделю встречаются с ним для оказания консульской, юридической и моральной поддержки.


Please publish modules in offcanvas position.

× Progressive Web App

Чтобы установить это веб-приложение на свой iPhone/iPad, нажмите значок. Progressive Web App А затем «Добавить на главный экран».

× Установить веб-приложение
Mobile Phone
Офлайн – нет подключения к Интернету
Офлайн – нет подключения к Интернету