В новом году угольные компании России будут переживать не лучшие времена. Неблагоприятная конъюнктура на внутреннем и внешнем рынках, которая сложилась в 2005 г., по прогнозам угольщиков, сохранится и в следующем. Даже прежняя надежда на экспорт продукции становится все более призрачной. По решению Федеральной тарифной службы железнодорожные тарифы увеличены на 7,5-8%, а это ведет к тому, что экспорт угля становится невыгодным для компаний. Оценивая перспективы отрасли, участники рынка и аналитики сходятся во мнении, что 2006 год будет для горнодобывающих предприятий сложным и неоднозначным. По запасам угля международные эксперты ставят Россию на второе место в мире после США. По международным оценкам, доказанные запасы угля в нашей стране составляют от 157 млрд тонн (British Petroleum) до 171 млрд тонн (Energy Information Administration).
Основные запасы угля находятся в Сибири, где сконцентрировано 66% прогнозных ресурсов. Несмотря на почти 50%-ное падение добычи угля, произошедшее в 1990-е гг., Россия продолжает удерживать по этому показателю одно из ведущих мест в мире, уступая Китаю, США, Индии и Австралии. Доля нашей страны в мировой угледобыче составляет более 5%. Крупнейшие отечественные производители угля – Сибирская угольная энергетическая компания (СУЭК), «Кузбассразрезуголь» (КРУ), «Русский уголь» и металлургические компании «ЕвразХолдинг», «Северсталь» и «Мечел». На долю этих шести компаний приходится три четверти добычи угля в России.
За 8 месяцев объем экспорта угля составил 50 млн тонн на сумму 2,3 млрд долл. Как заявил на недавней пресс-конференции управляющий директор угольной компании «Кузбассразрезуголь» Николай Приезжев, в настоящее время менеджментом КРУ разрабатывается несколько вариантов развития компании на 2006 год. В зависимости от планируемого объема добычи угля и состояния экспортного рынка они делятся на пессимистический, средний и оптимистический. Пессимистический вариант предполагает снижение объемов добычи угля по сравнению с 2005 годом на 4 млн тонн, средний – стабилизацию на уровне 2005 года, оптимистический – рост добычи угля на 500 тыс. тонн. Как сообщили RBC daily в «Кузбассразрезугле», в этом году добыча компании составит 41 млн тонн угля и, скорее всего, эти показатели сохранятся и в следующем году. Но все же менеджеры крупных угольных предприятий склоняются больше к тому, что чуда не произойдет. «Нас ждет не самый простой период», – уверен Николай Приезжев.
По его словам, не исключено, что мелкие угольные компании в наступающем году вынуждены будут продать свой бизнес из-за низкой рентабельности продукции. Причиной тому будет внешняя и внутренняя конъюнктура, которая сложилась на рынке угля. По словам управляющего директора КРУ, в настоящее время на внутреннем рынке падают цены на энергетический уголь, который преимущественно добывает «Кузбассразрезуголь». Подобная ситуация наблюдается и на экспортном направлении. «Во второй половине 2005 г. внешние условия работы для российских производителей энергетических углей сильно ухудшились. С одной стороны, на внешнем рынке цены на энергетические угли с начала года снизились на 30%, – отметил в беседе с RBC daily пресс-секретарь СУЭК Иван Слепцов. – В ноябре 2005 г. Argus/McCloskey Newcastle Index (один из ориентиров, показывающий ценовую динамику на мировом рынке энергетических углей) опустился ниже уровня в 40 долларов за тонну». По его словам, такой уровень цен означает, что поставки российских энергетических углей на европейский рынок – один из двух важнейших для России – пришлось бы вести с нулевой рентабельностью, а по некоторым видам углей – в убыток.
С другой стороны, добавляет г-н Слепцов, рост цен на энергетические угли на внутреннем рынке значительно отстает от роста цен на горюче-смазочные материалы и запчасти. Кроме того, не последнюю роль для угольщиков играют и железнодорожные тарифы, которые по решению Федеральной тарифной службы со следующего года увеличены на 7,5-8%. В этой ситуации, отмечают в СУЭК, с одной стороны, производители энергетических углей вынуждены прибегать к серьезному сокращению расходов. «Все более настоятельной становится необходимость регулятивных изменений», – отметил Иван Слепцов. Угольщики ратуют за разработку гибких тарифов на экспортные перевозки угля железнодорожным транспортом. В противном случае, опасаются в компаниях, экспорт энергетического угля из России просто может прекратиться.
Также необходимо стимулировать более эффективное использование различных энергоносителей в энергетическом секторе, а именно сокращение доли природного газа в топливном балансе и увеличение доли угля. «Иначе российский энергетический сектор через несколько лет столкнется с дефицитом энергоресурсов», – повторил слова главы РАО «ЕЭС России» Анатолия Чубайса г-н Слепцов. В компаниях «Белон» и «Русский уголь» согласились с опасениями своих коллег, но предпочли не давать своих прогнозов на последующие годы. «Несмотря на рост цен на энергоносители, трудно прогнозировать, что изменится цена на уголь», – считает аналитик ФК «Мегатрастойл» Андрей Новиков. И то немногое, что может поддержать угольщиков на плаву, по мнению аналитика ИК «Файненшнл Бридж» Станислава Клещева, – это стабильный спрос на уголь внутри страны.