Страховая компания РОСНО решила отказаться от амбициозного проекта по страхованию банков от невозврата потребкредитов. Этот вид страхования стал самым убыточным для страховщика в прошедшем году. Столкнувшись с высоким уровнем невозврата кредитов, РОСНО потеряло несколько миллионов долларов. РОСНО предложило этот эксклюзивный продукт российским банкирам еще в 2004 году. Для этого страховщик разработал собственную скоринговую систему, которая определяла платежеспособность клиента, обратившегося за кредитом в банк.
Страхованием могли бы пользоваться, например, небольшие банки, не имеющие собственного скоринга: если риск невозврата кредита принимался на страхование, банк выдавал кредит. Вчера гендиректор РОСНО Леонид Меламед заявил, что компания решила свернуть эту программу. По его словам, страхование финансовых рисков— единственная отрасль, по которой РОСНО получило высокие убытки: «несколько миллионов долларов».
РОСНО заключило договоры с полутора десятками банков, в том числе с Финансбанком и Дельтабанком. «В ближайшее время мы планируем сократить этот бизнес практически до нуля»,— говорит Меламед. Он объясняет убытки отсутствием развитой системы кредитных бюро, либеральными подходами банков к оценке заемщиков и высоким уровнем мошенничества их клиентов. По словам пожелавшего сохранить анонимность участника рынка, скоринговая система некоторых банков— партнеров РОСНО оказывалась более жесткой, чем у страховщика, поэтому РОСНО получало на страхование самые рискованные кредиты.
Старший вице-президент Промсвязьбанка Валерий Кардашов считает, что разработать скоринг-систему страховщику было недостаточно, так как у любого заемщика может возникнуть вероятность просрочки платежа или дефолта по кредиту. Он говорит, что надо было активнее заниматься возвратом кредитов и работать с просроченной задолженностью. Страховщики, и раньше считавшие, что оценивать уровень кредитного риска должны всетаки банки, говорят, что инициатива РОСНО была обречена.
Гендиректор «Стандарт-резерва» Виктор Юн напоминает, с каким скептицизмом на рынке обсуждали проект РОСНО в 2004 году. «Российским страховщикам рано идти в этот бизнес»,— резюмирует Кардашов.