Банк развития (Внешэкономбанк, ВЭБ) намерен к концу текущего года внести изменения в свой меморандум. Благодаря этому сфера приоритетных отраслей, которые закреплены в меморандуме, расширится. Теперь ВЭБ обратит особое внимание не только на машино, авиа и судостроение, лесную промышленность и микроэлектронику, но и на кредитование сельского хозяйства, промышленности строительных материалов и химической промышленности. По прогнозам аналитиков, это может привести к снижению ставок по банковским кредитам для этих отраслей и увеличению сроков их кредитования. О планах Банка развития рассказал 22 июля руководитель департамента его промышленности Алексей Сапелин.
Он же уточнил, что дополнения в изменённый меморандум будут внесены специальным распоряжением правительства. Благодаря этому становится ясно, что деятельность банка расширяется в связи с новыми интересами государства - по словам Сапелина, «вопрос о продовольственной безопасности в настоящее время ставится во главу угла». Впрочем, эти выводы очевидны, если вспомнить, что Банк развития является государственной корпорацией. Пока не последовало уточнений, сколько именно финансовых средств ВЭБ планирует потратить на поддержку АПК.
Но, если верить заявлению Сапелина, в случае изменения меморандума портфель кредитов будет увеличен минимум на 20%. То есть сумма кредитов, которая по текущим планам банка к концу 2008 года должна увеличиться с 197,5 до 270 млрд. рублей, может стать ещё внушительнее. Кредиты, которые могут быть предоставлены отраслям АПК, будут примечательны не только своими размерами, но и процентными ставками, а также сроками кредитования. С этих позиций они будут намного выгоднее, чем кредиты коммерческих банков. Сейчас стоимость заемных денег в ВЭБе на 1-3 года на 1,5-2% ниже, чем в коммерческих банках. При этом 72% выданных кредитов приходится на долгосрочные - сроком свыше трех лет (у коммерческих банков этот показатель составляет 15%). Правда, как сообщили в ВЭБе газете «Коммерсант», «извлечение прибыли не является уставной задачей Внешэкономбанка».
Впрочем, Сапелин также заявил, что несмотря на планируемую помощь сельскому хозяйству, Банк развития не собирается конкурировать с профильным Россельхозбанком (РСХБ). Последний по-прежнему будет обеспечивать кредитами сельхозпроизводителей. Однако эксперты считают, что для удовлетворения других потребностей сельского хозяйства - например, модернизации оборудования - ресурсов РСХБ уже не хватает.
Поэтому, если кредитная ставка ВЭБа будет не выше, чем у РСХБ (то есть, меньше 12-13%), то дополнительный источник инвестиций будет для фермерства как нельзя кстати. Что же касается строительной отрасли, то она является гораздо более прибыльной, чем сельское хозяйство. А потому её охотно кредитуют многие коммерческие банки. Но, как отмечают «Ведомости», без вмешательства государства частные строители несут большие потери, так как уровень производства стройматериалов и оборудования для этого ещё недостаточно высок. А при растущих темпах строительства в России ресурсов для него требуется всё больше.
Допустим, чтобы покрыть дефицита цемента в стране, необходимы инвестиции в объеме $5 млрд. Стоит сказать о том, что дефицит ресурсов сейчас помогает восполнить и Сбербанк России: в число сфер его деятельности входят кредитование тех же сельскохозяйственных производителей, а также кредиты малому бизнесу (например, торговым предприятиям) и оборонно-промышленному комплексу. Несколько из видов займов физическим лицам тоже отвечают нуждам приоритетных национальных проектов: это ипотечные и образовательные кредиты. Во многом поддерживает государство и Внешторгбанк, в числе приоритетов которого вклады в топливно-энергетический комплекс, машиностроение и торговлю. Теперь, если на помощь приоритетным национальным проектам России будет брошен и Внешэкономбанк, то можно судить о том, что правительство РФ намерено «черпать» финансовые средства для помощи здравоохранению, образованию, строительству и АПК не только из государственного бюджета.
Стоит отметить, что более активное управление правительством государственными банками ограничивает их возможность самостоятельного принятия решений. Впрочем, эту меру можно считать оправданной, если новый источник инвестиций действительно станет стимулом для развития приоритетных отраслей и российской экономики в целом.