Сложные условия в банковской сфере серьезно затруднили мировое судовое финансирование в 2023 году. В своем последнем годовом отчете компания Petrofin Research отметила, что мировая банковская индустрия продолжала сталкиваться со множеством проблем в 2023 году, включая геополитические конфликты, такие как война на Украине, усиление санкций и рост цен на энергоносители. Дополнительные сложности вызвали атаки хуситов в Красном море и израильский конфликт с Хамасом. Эти проблемы не могут быть решены в ближайшее время, что усиливает торговые диспропорции.
Несмотря на это, мировой ВВП вырос на 3,2% в 2023 году и, по прогнозам, сохранит такой же темп в 2024 году. Однако спрос на тонно-миль увеличится более значительно: на 4,1% в 2024 году и на 5% в 2025 году. Рынок танкеров продолжал демонстрировать высокие показатели, обусловленные медленным ростом флота в 2023 году и аналогичными ожиданиями на 2024-2025 годы, а также высоким спросом на тонно-миль. Цены на суда и доходы оставались высокими. В то же время чартерный рынок сухих грузов был слабее: прибыль в 2023 году уменьшилась, но цены выросли на 13%, учитывая ожидания улучшения в 2024-2025 годах. Оффшорный сектор и сектор автомобильных перевозок также показывали хорошие результаты и рост стоимости судов.
Индекс Petrofin Global Ship Finance, начавший отсчёт со 100 в 2008 году, вырос до 62 в конце 2023 года с 61 в 2022 году. кредитование судоходства 40 крупнейшими банками в 2023 году составило 284,27 миллиарда долларов по сравнению с 282,89 миллиарда в 2022 году, что немного меняет многолетнюю тенденцию к снижению. Особенное увеличение показали азиатские и австралийские банки (APAC), чья рыночная доля выросла с 43% до 45%. Их портфель составил 127,94 миллиарда долларов по сравнению с 120,83 миллиардами в 2022 году.
Американские банки оставались стабильными, тогда как европейские демонстрировали незначительное снижение. Хотя Европа остается крупнейшим региональным игроком в судовом финансировании, предоставляя кредиты на сумму 141 миллиард долларов, её доля немного сократилась. В то же время, греческие банки продемонстрировали значительный рост: на 13% с 13 миллиардов долларов в 2022 году до 15 миллиардов в 2023 году, увеличив свою долю рынка до 5,2%. Французские, бельгийские и другие европейские банки также зафиксировали рост портфелей.
В целом, мировой объем банковского кредитования в судоходстве оценивается в 375 миллиардов долларов, что составляет 62% всего мирового финансирования судов. Эта доля снизилась с 67% в прошлом году. Общее мировое судовое финансирование, включая альтернативные формы кредитования, оценивается примерно в 600 миллиардов долларов США. При этом Clarkson оценивает стоимость мирового флота в 1,5 триллиона долларов.
«Принципы Посейдона» привлекли 35 подписантов, охватывающих судовое финансирование на сумму 300 миллиардов долларов. Экологические и социальные соображения (ESG) продолжают играть ключевую роль в банковском кредитовании устойчивых судов. Хотя усилия по декарбонизации продолжаются, остаются многочисленные вопросы по необходимым технологиям и их стоимости для достижения нулевых выбросов.
В 2023 году мировой рынок судового финансирования столкнулся с серьезными вызовами из-за сложных банковских условий. Последний годовой отчет компании Petrofin Research акцентирует, что мировая банковская индустрия переживает многочисленные трудности. Судоходству максимально усложнили ситуацию такие факторы, как геополитическая напряженность в связи с войной на Украине, усиление санкций и рост цен на энергоносители, атаки хуситов в Красном море и конфликт между Израилем и Хамасом. Эти проблемы пока не могут быть оперативно решены, и они усиливают дисбалансы в торговле.
На фоне этих вызовов мировой ВВП вырос на 3,2% в 2023 году и, по прогнозам, продолжит расти такими же темпами в 2024 году. В то же время, анализ сетки тонно-миль выказывает более выраженный рост: 4,1% в 2024 и 5% в 2025 годах. Рынок танкеров продемонстрировал существенные успехи, чему способствовал медленный рост флота и высокий спрос. Цены на суда и доходы оставались высокими, в то время как рынок чартеров сухих грузов ослаб: прибыль снизилась, но стоимость судов увеличилась на 13%, ожидая улучшения в 2024-2025 годах. Оффшорный сектор и сектор автомобильных перевозок продолжили показывать хорошие результаты, укрепляя доходы и стоимость судов.
Индекс Petrofin Global Ship Finance, начавший свою историю с отметки 100 в 2008 году, вырос до 62 к концу 2023 года, по сравнению с 61 в 2022 году. кредитование судоходства 40 ведущими банками в 2023 году достигло 284,27 миллиарда долларов против 282,89 миллиарда в 2022 году. Это немногим отличается от многолетней тенденции снижения с 2011 года. Особенно выделяются азиатские и австралийские банки (APAC), чья доля увеличилась с 43% до 45%, а портфель возрос с 120,83 до 127,94 миллиардов долларов.
Банковское кредитование в 2023 году оставалось сложным, так как доходы от судов не соответствовали росту их стоимости. Банки стремились избежать предоставления кредитов с более высоким LTV без дополнительных факторов, сталкиваясь с конкуренцией и падением маржи. В то время как мировое банковское кредитование демонстрировало умеренный рост на фоне общих проблем, кредитные резервы удерживались на низком уровне.
Одновременно неблагоприятные условия банковского кредитования стимулировали рост альтернативного финансирования в Китае, Корее и Японии. лизинг становится основным источником финансирования судов, поскольку он предлагает более высокий LTV (70-75% и выше) для финансово стабильных клиентов.