Наверное, почти каждый поставщик товара сталкивался с трудным выбором: предоставлять покупателю отсрочку платежа или работать по предоплате? В первом случае не только возрастают риски, но и существенно снижается оборачиваемость оборотных средств. Однако в условиях «рынка покупателя», или когда товар поставляется в крупные компании или торговые сети, обычно диктующие свои правила, приходится идти на существенное ухудшение условий ведения бизнеса. При международных поставках, наоборот, возникают значительные временные отсрочки между платежом за товар и его доставкой покупателю.
Все перечисленные проблемы типичны для торговых операций с камнем. Импорт камня в Россию растет, причем значительная часть продукции идет из Китая. В период с мая 2017 г. по май 2018 г. импорт в Россию камня и изделий из него превысил 1,7 млрд долларов. С другой стороны, резко вырос внутренний спрос, во-многом, за счет крупных строительных проектов в Москве, таких как «Моя улица», реконструкция ВДНХ, новых станций метро, а также федеральных проектов, как, например, подготовка к чемпионату мира по футболу. В 2017 г. Москва уложила почти 1,2 млн кв.м гранитных тротуаров - больше чем произведено в 2016 г. из всего российского камня(!), потратив на их покупку и укладку более 17,5 миллиарда рублей.
Во всех перечисленных проектах заказчиками, покупателями камня и изделий из него являются крупные компании, часто госструктуры, работающие на условиях значительной отсрочки платежа. Палочкой-выручалочкой для компаний, ожидающих оплату после отгрузки товара или импортируемого товара после оплаты, может стать факторинг.
История
Элементы факторинга применяли торговцы еще в Древнем Риме. В 14 веке он стал активно развиваться в Англии, где росту текстильной промышленности стала мешать удаленность рынков сбыта от мест производства продукции. В конце 19 века большое количество факторинговых компаний возникает в США, а начиная с 50-х годов 20 века факторинг появляется и в Европе, где предприятия стали все активнее применять рассрочку платежа при поставках товаров. Начиная с 80-х годов факторинговая индустрия демонстрирует самые высокие темпы роста в финансовом секторе мировой экономики. Россия традиционно отстает от мировых тенденций, но в последние годы и в нашей стране факторинговые услуги растут быстрыми темпами.
факторинг как конкурентное преимущество
По сути, факторинг – это краткосрочный кредит, когда в качестве обеспечения используется дебиторская задолженность.
Компания-поставщик продает банку или факторинговой компании (эта сторона сделки носит название фактор) дебиторскую задолженность покупателя, за что получает сразу же авансовый платеж в размере до 90% стоимости товара. Когда наступает срок оплаты, дебитор перечисляет ее на факторинговый счет в банке, и тот окончательно рассчитывается с поставщиком.
Сделка выгодна всем: поставщик сразу получает оборотные средства, возможность увеличить объемы продаж, привлечь новых клиентов, покупатель - возможность получить большую отсрочку оплаты, увеличить объемы закупок, расширить ассортимент, банк - комиссионный и процентный доход. И для поставщика, и для покупателя применение факторинга существенно снижает риски.
Предоставление клиентам возможности отсрочки платежа, гибкого графика оплаты с помощью факторинга дает несомненное конкурентное преимущество, особенно компаниям малого и среднего бизнеса, у которых нет иных активов для залога, кроме дебиторской задолженности.
По сравнению с обычным банковским кредитованием факторинг имеет следующие преимущества:
- не требуется залог;
- значительно меньше сроки рассмотрения заявки банком и документооборот;
- менее жесткие требования к компании-поставщику;
- сумма зависит от объема поставки;
- хеджирование валютных рисков при международных сделках.
Тонкости и нюансы
Стандартная сделка (открытый факторинг) предполагает подписание трехстороннего соглашения между поставщиком, покупателем и фактором. Покупатель подписывает факторинговое уведомление, фактор принимает на себя все риски.
Возможны варианты, когда покупателю не известно о присутствии в сделке фактора, он оплачивает товар поставщику, а тот рассчитывается с фактором (закрытый факторинг), или когда фактор не берет на себя рисов неоплаты (факторинг с регрессом).
Возможен факторинг не только при поставках товара, но и предоставлении услуг, в том числе складских услуг, фактически под гарантию товара на складе.
Если участники сделки – резиденты разных стран, то мы имеем дело с международным факторингом, для которого характерны долгосрочные договоры, предполагающие передачу фактору всей дебиторской задолженности покупателя. Также возможен импортный факторинг, когда финансируются импортные закупки.
Закупочный факторинг
Данный вид факторинга применяется, как правило, для финансирования закупки сырья или товара под будущий контракт, и инициатором финансирования своих поставщиков выступает покупатель. Фактор оплачивает поставщику 100% от суммы поставки и становится новым кредитором покупателя, предоставляя тому необходимую отсрочку платежа. В итоге поставщик сразу получает оборотные средства, а покупатель - отсрочку платежа на необходимый срок с возможностью его продления.
При использовании закупочного факторинга покупателем, как правило, выступает крупная компания, со стороны которой риск неоплаты поставки минимален, а поставщиками могут быть небольшие компании, для которых данный вид факторинга открывает большие возможности.
Факторинг совместно с логистическим оператором
В ряде случаев транспортная компания, доставляющая товар, может взять на себя часть рисков по доставке и экспедированию грузов, по страховке и контролю. Особенно это актуально при перевозках на далекие расстояния или при наличии страновых особенностей (как, например, при доставке из Китая). В этом случае поставщик может получить финансирование еще раньше – по факту отгрузки товара.
Выбор факторинговой компании
При выборе банка или факторинговой компании следует обращать внимание на стандартные показатели: спектр предоставляемых услуг, величина комиссии, простота и надежность документооборота, контроль за рисками.
В последнее время и в России факторинговые услуги начинают предоставляться с применением самых современных технологий, появляются факторинговые платформы, интеграторы, которые имеют возможность выбрать для конкретной компании оптимальные условия факторинга.
Таким образом, факторинг - это удобный и эффективный финансовый инструмент, значительно снижающий риски как у небольших компаний-поставщиков, так и у крупных компаний-покупателей. Разработка процедур, адекватно оценивающих риски и создание современных IT – решений, наконец, создали условия для использования факторинговых услуг и в России, рынок которых является сейчас одним из самых растущих в нашей стране.
Анна Вайнберг Аллен, Михаил Скворцов
Группа компаний «Солев», которую представляют авторы статьи, основана в 1990 году и с тех пор входит в число наиболее значимых российских консалтинговых компаний. В настоящее время основные направления деятельности компании «Солев» - организация торгового финансирования, подготовка и сопровождение соглашений государственно-частного партнерства и концессий, инвестиционная деятельность. Опыт и компетенции сотрудников компании позволяют найти индивидуальные креативные решения нового формата для проекта любой сложности, всегда достигая эффективных результатов.