Латвийская финансовая корпорация решила ввести агрессивные правила игры на российском лизинговом рынке. Ее «дочка» в России «Парекс лизинг» снизила тарифы для своих клиентов. Компания «Парекс лизинг», подконтрольная латвийскому Parex banka, начала программу повышения лояльности российских клиентов. В частности, она существенно (на 2-3%) снизила тарифы на услуги автолизинга для предприятий малого и среднего бизнеса. Если амбициозные планы «Парекса» по экспансии в Россию воплотятся, то в течение года количество ее клиентов вырастет в два раза. При этом из числа вновь пришедших две трети будут клиентами других компаний.
Участники рынка по-разному относятся к приходу иностранцев в нашу страну. Одни считают, что если «Парекс лизинг» грамотно воспользуется своими европейскими связями и предложит клиентам дополнительные услуги, то сможет отвоевать долю на рынке российского лизинга. Однако другие игроки говорят, что латвийская компания поздно спохватилась: этот рынок уже поделен и клиенты неохотно меняют партнеров. «Парекс лизинг» является российской дочерней компанией латвийского Parex banka, который по величине активов (2,55 млрд евро) входит в четверку крупнейших коммерческих банков Балтии.
Он предлагает своим клиентам интегрированные услуги в таких сферах, как кредитование, расчетные карты, лизинг, управление активами, торговля ценными бумагами. Лизинговая «дочка» у Parex banka появилась в России в 2005 г. и оценивает свою долю на нашем рынке лизинга как «незначительную». Сегодня в ее клиентскую базу входит порядка 500 компаний малого и среднего бизнеса. Представительства, филиалы и дочерние предприятия группы Parex действуют в 15 странах мира. В их числе лизинговые компании в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Минске и Баку. По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», объем лизингового бизнеса в 2005 г. составил порядка 5,1 млрд долл, а рост инвестиций в основные средства – 5,7%. За год оборот средств лизинговых компаний составил 3,9 млрд долл, а объем доходов, полученных компаниями в виде лизинговых платежей, – 2,8 млрд дол.
Лидерами рынка лизинга, по данным «Эксперт РА», являются «РТК-Лизинг», Русско-германская лизинговая компания и «Росагролизинг». Интерес «Парекса» к России понятен. Начиная с 2005 г. в отдельных сегментах рынка лизинга идет острая конкурентная борьба, шансы на победу в которой уменьшаются день ото дня. Генеральный директор «Парекс Лизинга» Виктор Дугушкин заявил, что сейчас компания делает ставку на автолизинг, так как считает его наименее рискованным бизнесом. «По планам, он займет две трети нашего портфеля, – говорит он. – Лизинговые услуги в сфере производственного оборудования, пищевой и производительной техники займут не более одной его трети». Недавно компания запустила несколько специальных программ для привлечения некрупных игроков.
Согласно им, «малыши» получают возможность заключать с компанией договоры на автолизинг на более длительный срок, тарифы на услуги в среднем ниже на 2-3%, чем на рынке, а заявки рассматриваются в непривычно сжатые сроки – в течение двух часов, в то время как другие игроки тратят на это несколько суток. Как считают в «Парексе», в условиях обостряющейся конкуренции на рынке лизинга «программа повышения лояльности» позволит удержать существующих клиентов и приобрести новых. Виктор Дугушкин заявил, что перед компанией стоит задача в течение года увеличить количество клиентов малого и среднего бизнеса в два раза – до 1000 компаний. По его словам, одна треть из числа пришедших клиентов должны быть новичками, а две трети – активными пользователями лизинговых услуг.
Участников рынка насторожила активность латвийских коллег. Некоторые из них в беседе с RBC daily назвали их ход «рекламой», сообщив, что подобные акции «с пониженными ставками и сокращенными сроками рассмотрения заявок» время от времени организуют практически все компании этого сектора. Но не всем, по словам собеседников, удается добиться желаемого результата, поскольку основная масса клиентов уже определилась со своими партнерами. «Сегодня клиентам важна точность исполнения заказа. Они ставят выше надежность, жертвуя в каких-то случаях размером стоимости услуг», – сказал генеральный директор компании «Авангард-Лизинг» Александр Кожевников. Однако другие игроки рынка полагают, что шансы на завоевание новых клиентов у «Парекс Лизинга» есть.
«Parex banka – крупный игрок, и у его дочерней компании есть деньги», – считает г-н Кожевников. Правда, как полагает пожелавший остаться неназванным руководитель одной из лизинговых компаний, отсутствие знаний российского рынка может привести к созданию высокорискового портфеля. Аналогичного мнения придерживается руководитель маркетинговой службы ООО «Лизинговая компания УРАЛСИБ» Елена Алюшина.
«С учетом возможностей материнской компании у «Парекс Лизинга» есть неплохие шансы в некоторых сегментах этого рынка, – считает она. – Но успех был бы очевидней, если бы компания вышла раньше хотя бы на год или два». В этой связи, предполагает г-жа Алюшина, латвийской компании есть смысл «вести» в России западных клиентов Parex banka или начать программу по комплексному финансовому обслуживанию представительств некрупных западных компаний.