Британские компании разработали проект нового транспортного коридора между Россией и европейскими странами. Как стало известно, в настоящее время идут переговоры по реализации проекта «Северный морской коридор», который предполагает формирование и развитие морского пути транспортировки грузов между российским севером и Европой. Отправным пунктом на восточном конце маршрута, скорее всего, станет Мурманский морской торговый порт. Общая стоимость проекта, разработка которого была завершена в прошлом году, составит, вероятно, порядка 500 млн долл.
Британские создатели проекта рассчитывают на серьезные объемы нефтяных и контейнерных грузов и уверяют, что их перевозка по Северному морскому коридору позволит значительно сократить издержки. Российские эксперты сомневаются в возможности привлечения серьезного грузопотока на данное направление, но отмечают, что реализовать проект вполне реально. Тем более что аналогичную работу параллельно уже ведет Минтранс. Как сообщили в ИАА SeaNews, потенциальная емкость российского контейнерного рынка в три раза превышает существующие объемы перевозок. В прошлом году потенциальный объем перевалки генеральных грузов через российские порты достигал 68 млн т (5,5-5,7 млн TEU), в то время как фактический годовой контейнерооборот российских портов составил 2,5-2,7 млн TEU.
По мнению экспертов SeaNews, объем российского контейнерного рынка может быть увеличен не только за счет притока импортных контейнеров, а в первую очередь за счет контейнеризации экспортных генеральных грузов. Неудивительно, что скандинавские страны достаточно серьезно рассматривают возможность использования российских северных портов для развития контейнеризации страны и сбыта своей продукции. По информации, в настоящее время ведутся переговоры о реализации проекта «Северный морской коридор», который предполагает формирование и развитие морского пути транспортировки грузов между российским севером и Европой. Общая стоимость проекта составляет порядка 500 млн долл. «Северный морской коридор пройдет от Великобритании на юге до Норвегии и России на северо-востоке и Ирландии и Гренландии на северо-западе», – сказал Альфред Бэрд (Alfred Baird), руководитель Maritime Research Group (Великобритания), одного из создателей проекта.
По его словам, разработка проекта, для реализации которого была сформирована группа Northern Maritime Corridor (NMC), началась в 2002 г. и завершилась в декабре 2005 г. Как сообщил директор британской компании Ocean Shipping Consultants Ltd. (OSC, подрядчик по реализации проекта) Эндрю Пенфолд (Andrew Penfold), в качестве отправного пункта на восточном конце маршрута рассматриваются три порта: российские Мурманск и Архангельск и норвежский Киркенес. Согласно материалам OSC, имеющимся в распоряжении RBC daily, наиболее велики шансы у Мурманского порта. По оценкам британских специалистов, он выгоднее расположен, успешнее работает и имеет больше возможностей для расширения. Российские эксперты поддерживают эту точку зрения. «Архангельск – замерзающий порт. Он расположен дальше от европейских портов. Там существуют ограничения по осадке судов.
К тому же железнодорожные подходы к Архангельску развиты хуже, чем к Мурманску, хотя он и ближе к Москве на 850 км», – пояснил RBC daily директор ИАА SeaNews Алексей Безбородов. Почему появилась идея реализации такого проекта, понять несложно. По оценке NMC, в течение ближайших 10-20 лет экспорт нефти из российского и норвежского секторов Арктики значительно возрастет. Заинтересованность в приеме и перевалке этого сырья уже проявляют терминалы Sullom Voe, Scapa Flow и Cromarty в Шотландии. К 2010 г. NMC прогнозирует рост грузопотока сырой нефти через Мурманск до 20 млн т, к 2015 г. – до 45 млн т. Разработчики проекта считают, что развитие нефтегазовых проектов неизбежно повлечет за собой и рост контейнерного импорта. По информации Эндрю Пенфолда, российский контейнеропоток в 2010 г. ожидается на уровне 5 млн TEU, в 2020 г. – 15 млн TEU. Пропускная способность контейнерных терминалов, обслуживающих российские грузы (с учетом терминалов Финляндии и стран Балтии), по его словам, планируется на уровне 7 млн TEU в 2010 г. и 8 млн TEU в 2012 г. «С учетом прогнозируемого грузопотока это означает, что загрузка терминалов составит через четыре года 80%, а нынешняя разница между спросом и предложением сократится вдвое, – говорит Алексей Безбородов. – Если не будут развиваться альтернативное маршруты и новые перевалочные мощности, то через семь лет загрузка терминалов составит 90%».
По мнению специалистов NMC, транспортировка нефти с российских арктических месторождений с перевалкой через шотландские терминалы позволит сократить издержки. По расчетам Эндрю Пенфолда, ставка фрахта при доставке контейнера из Роттердама в Москву через Мурманск (при использовании контейнеровоза вместимостью 1,5 тыс. TEU) составит 1025 евро по сравнению с 900 евро при транспортировке через Петербург. Но при доставке грузов в Нижний Новгород маршрут через Мурманск будет на 20-25 евро дешевле традиционного. Время морского перехода до Мурманска в летний период примерно на сутки дольше, чем до Петербурга, а доставка по железной дороге до Москвы занимает больше на 2-3 дня. Однако зимой, в отличие от Петербурга и Архангельска, Мурманск не замерзает. Впрочем, российские эксперты сомневаются в возможности привлечения таких объемов грузов на данное направление. «Грузопоток для нефтедобывающей промышленности есть, но он очень специализированный и непостоянный.
Возможности для экспорта контейнеров есть в Архангельске (продукты переработки леса, целлюлоза, бумага), но там большие сложности с ледовой обстановкой зимой», – сказал независимый транспортный эксперт Сергей Ащеулов. По его словам, гарантированный поток может дать только металлургический комбинат в Норильске – сейчас туда груз идет весьма странным путем: через Санкт-Петербург, Москву, Мурманск или Архангельск и Дудинку. «Нефтяные грузы пойдут Северным морским коридором, только если в ближайшее время не заработает порт Усть-Луга, – сказал генеральный директор транспортной компании «ТИС-Регион» Андрей Голубчик. – С привлечением контейнерных грузов вопросов гораздо больше. В регионе пока нет и не предвидится контейнерной грузовой базы». Но в то же время, по словам российских специалистов, шансы на успешную реализацию у проекта все-таки есть.
«Перспективы у проекта хорошие, – сказал аналитик Rye, Man & Gor Securities Олег Судаков. – Экономический рост в России сопровождается увеличением грузопотока, который будет повышаться и дальше». По словам Алексея Безбородова, реализовать проект можно лет через 10-15, если начать уже сейчас. Тем более что аналогичную работу проводят и российские чиновники. На прошлой неделе руководитель Росморречфлота Александр Давыденко заявил, что в настоящее время Минтранс проводит мероприятия по закреплению статуса Севморпути как самостоятельного евроазиатского транспортного коридора под российским управлением. Евгения Гаврилюк