Совет федерации принял поправки к законам "О страховании вкладов" и "О банкротстве кредитных организаций", меняющие правила игры для кредиторов и вкладчиков банков. Государство отменяет 100-процентную гарантию на вклады в Сбербанке, открытые после 1 октября 2004 года,– теперь им гарантировано не более 100 тыс. руб. С другой стороны, у кредиторов появились шансы получить свои деньги с владельцев обанкротившихся банков. Совет федерации одобрил федеральные законы "О внесении изменений в статью 49 Федерального закона 'О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации'" и "О внесении изменений в Федеральный закон 'О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций' и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации".
Совет федерации одобрил два закона, серьезно затрагивающие права клиентов коммерческих банков. Первый из них – поправки к закону "О страховании вкладов" – уравнивает права вкладчиков Сбербанка, открывших счет после 1 октября этого года, с правами всех прочих вкладчиков. На вклады банков, в капитале которых участвует ЦБ, с этого дня не будет распространяться 100-процентная госгарантия. Ранее, напомним, такая гарантия должна была сохраниться до 2007 года.
Теперь если президент подпишет закон о "О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ", вкладчики Сбербанка, в случае каких-либо проблем, смогут рассчитывать на 100 тыс. руб. Если же этот закон подписан не будет, то гарантии на ту же сумму у них появятся лишь после вступления Сбербанка в систему страхования вкладов. Случится ли это событие до 1 октября, пока неясно.
Однако в любом случае у вкладчиков Сбербанка осталось лишь два месяца на открытие новых счетов со 100-процентной государственной гарантией.
"Сбербанк уже подал заявление на вступление в систему страхования вкладов в этом году,– сообщил Ъ замгендиректора Агентства по страхованию вкладов Андрей Мельников.– Я не думаю, что в связи с принятием этого закона вкладчики побегут в Сбербанк. Ничего экстраординарного я здесь не вижу. Ведь он, как и другие банки, обязан вступить в систему страхования вкладов".
"Я думаю, что поправки к закону о страховании вкладов не приведут к сильным движениям на рынке. На мой взгляд, сохранится тенденция последних двух лет: доля Сбербанка будет сокращаться. Но резкого бума не произойдет, поскольку население и так не верит в госгарантии",– считает председатель комитета по финансовым рынкам и денежным обращениям Совета федерации Сергей Васильев. Тем не менее теоретически после 1 октября новый закон должен облегчить частным банкам конкуренцию со Сбербанком. Другое дело, насколько это сейчас осуществимо практически, ведь в последнее время во многих банках зафиксирован отток вкладов.
"Последние события на банковском рынке показали необходимость принятия нового закона, который ускорил бы и ужесточил процедуру банкротства проблемных банков",– считает Сергей Васильев. И именно на это были направлены одобренные вчера же Советом федерации поправки в закон о банкротстве кредитных организаций.
Они резко ужесточили требования к собственникам банка. Если при ликвидации банка не будет хватать средств для выплат всем кредиторам, недостающую сумму можно будет потребовать с собственников. Впрочем, это только возможность, ведь для этого надо доказать причастность собственников к проблемам банка. И возможно ли будет доказать их вину в суде, покажет только время. Тем не менее, если будет доказана причастность собственников банка к банкротству, им запрещается иметь долю в банках свыше 5% в течение десяти лет.
Закон также предусматривает смену ликвидатора банка. Отныне им не может выступать физическое лицо. Для всех банков, попавших в систему страхования вкладов, ликвидатором в безусловном порядке назначается Агентство по страхованию вкладов. И именно оно будет следить, чтобы собственники банков рассчитались с его кредиторами. Еще одним новшеством является сокращение вдвое срока задержек платежей, после которого ЦБ получает право на отзыв лицензии. Теперь он составляет 15 дней. Другое дело, что право – это не обязанность. И в любом случае решать, отзывать ли лицензии, Банк России, как обычно, будет, руководствуясь своими соображениями.